Рабочая программа Практикум по химии 8 класс

Рабочая программа
практикума по химии
для обучающихся 8 класса

с. Новогеоргиевка
2024

1. Пояснительная записка
Рабочая программа элективного курса «Практическая химия» предназначена для учащихся
8 класса. Данный курс является пропедевтическим (предпрофильным) и выполняет задачи
практико-ориентированной помощи в приобретении личностного опыта выбора собственного
содержания образования, ориентируя на естественнонаучный профиль обучения.
Основная цель программы: создание условий для реализации задачи предпрофильной
подготовки, ориентации и оценки возможности продолжения образования в естественнонаучном
направлении, развитие у школьников навыков экспериментальной деятельности.
Задачи программы:
-создать условия для повышения теоретических знаний по химии;
-совершенствовать технику химического эксперимента;
-применять полученные знания для изучения объектов повседневной жизни;
-формировать осознанную мотивацию на выбор естественнонаучной профессии;
-формировать коммуникативные навыки, которые способствуют развитию умений работать в
группе, вести дискуссию, отстаивать точку зрения;
-создать условия для развития познавательной активности, самостоятельности, аккуратности.
2. Общая характеристика курса
Освоение приёмов техники лабораторной работы, навыков исследовательской
деятельности, использования оборудования Точки роста, химической посуды и оборудования,
нагревательных приборов в сочетании с соблюдением требований техники безопасности.
Программа курса построена таким образом, что практически каждое занятие включает в себя
демонстрационный эксперимент или практикум. В рамках предложенного курса можно
осуществить выполнение тех опытов, которые на уроке по тем или иным причинам не были
поставлены, осуществление дополнительных с целью повторения и углубления знаний,
постановка новых опытов, иллюстрирующих химический процесс, применение химии в жизни.
Такая работа в большей степени удовлетворяет интерес учащихся, поскольку она опирается на
знания, получаемые в классе, и отвечает на запросы, возникающие в процессе изучения химии.
Все темы дополняют, расширяют знания учащихся; реализуют возможность межпредметных
связей; полученные знания позволяют учащимся видеть роль химических знаний в развитии
материальной культуры человечества. Для некоторых опытов отобраны знакомые для школьников
вещества, применяемые в быту, что позволяет выявлять и развивать способности учащихся к
экспериментированию с веществами.
Программа курса построена на материале базового курса неорганической химии 8 класса.
Курс помогает ученику сориентироваться в естественнонаучном профиле обучения, показать
типичные для данного профиля виды деятельности, дает возможность ученику проявить себя,
является помощником для подготовки практической части экзамена по химии за курс 9 класса.
Основными видами деятельности является практическая и экспериментальная работа
учащихся: наблюдение, анализ, синтез, качественное и количественное описание объекта и его
компонентов, выявление причинно-следственных связей, существенных признаков, обобщение и
классификация, сотрудничество, презентация результатов. Экспериментальная работа помогает
углубить знания по химии, научить учащихся наблюдению многообразных химических явлений,
приучить к самостоятельной работе в лаборатории и правильному выполнению многообразных
лабораторных операций. При проведении данного курса возможны разнообразные виды
деятельности учащихся: устные сообщения, составление схем-таблиц по узловым теоретическим
вопросам, выполнение практических работ с элементами исследования, выполнение

демонстрационных опытов, а также полноценных проектов и исследований, презентаций,
викторин, подборок экспериментальных задач и др.
Контроль за освоением программы курса проходит в виде текущего контроля (проверка
сформированности практических навыков, ведения тетради лабораторных работ, беседы по
изучаемому материалу) и итогового контроля (презентация результатов практической
деятельности в виде отчетов, проектов, экспериментальных исследований).
3. Место курса в учебном плане
Курс «Практическая химия» изучается в 8 классе и является школьным компонентом
учебного плана.
Программа рассчитана на 34 часа.
4. Планируемые результата изучения курса
Программа курса «Практическая химия» позволяет в совокупности с другими учебными
предметами и курсами помочь обучающимся достичь результатов освоения основной
образовательной программы основного общего образования, а именно:
личностные, включающие готовность и способность обучающихся к саморазвитию и
личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и
целенаправленной познавательной деятельности;
метапредметные, включающие освоение обучающимися универсальных учебных действий
(регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в учебной,
познавательной практике, самостоятельность планирования и осуществления учебной
деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками.
Личностные результаты курса выражены в:
1) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности
обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию,
осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории, с учётом
устойчивых познавательных интересов;
2) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню
развития науки и общественной практики;
3) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому
человеку, его мнению, мировоззрению; готовности и способности вести диалог с другими людьми
и достигать в нём взаимопонимания;
4) освоение норм, правил поведения в группах и сообществах;
5) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со
сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной,
общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
6) формирование безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и
коллективного безопасного поведения.
Программа «Химия для любознательных» позволяет в совокупности с другими учебными
предметами и курсами помочь обучающимся достичь результатов освоения у выпускников
регулятивных, познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий как основы
умения учиться в общении.
Метапредметные результаты курса выражены в:

1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для
себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей
познавательной деятельности;
2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей;
3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль
своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках
предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с
изменяющейся ситуацией;
4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи;
5) владеть основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления
осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
6) умение определять понятия, создавать обобщения, классифицировать, самостоятельно
выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи,
строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы;
7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для
решения учебных и познавательных задач;
8) смысловое чтение;
9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и
сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать
конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать
и отстаивать своё мнение;
10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей
коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции
своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
11) формирование и развитие компетентности в области использования информационнокоммуникационных технологий (далее ИКТ– компетенции).
Познавательные УУД
-осуществлять расширенный поиск информации с использованием библиотек и Интернета;
-осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и
критерии для указанных логических операций;
-устанавливать причинно-следственные связи;
-проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя;
-ставить проблему, аргументировать её актуальность;
- проводить исследование на основе применения методов наблюдения и эксперимента;
-выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов;
-организовывать исследование с целью проверки гипотез;
-делать умозаключения (индуктивное и по аналогии) и выводы на основе аргументации.
Регулятивные УУД
-планировать пути достижения целей;
-адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые
коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации;
-осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и
познавательных задач.
Коммуникативные УУД
-учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

-формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с
позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной
деятельности;
-осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
-адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;
владеть устной и письменной речью; строить монологическое контекстное высказывание;
-организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, определять
цели и функции участников, способы взаимодействия; планировать общие способы работы;
-работать в группе — устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и
способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в группу сверстников и строить
продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;
-оказывать поддержку и содействие тем, от кого зависит достижение цели в совместной
деятельности;
-в процессе коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру
необходимую информацию как ориентир для построения действия;
-следовать морально-этическим принципам общения и сотрудничества на основе уважительного
отношения к партнёрам, внимания к личности другого, оказывать помощь и эмоциональную
поддержку партнёрам в процессе достижения общей цели совместной деятельности;
-устраивать эффективные групповые обсуждения и обеспечивать обмен знаниями между членами
группы для принятия эффективных совместных решений.
Предметные результаты
Выпускник в 8 классе научится:
осознание роли веществ:
- определять роль различных веществ в природе и технике;
- объяснять роль веществ в их круговороте.
рассмотрение химических процессов:
- приводить примеры химических процессов в природе;
- находить черты, свидетельствующие об общих признаках химических процессов и их различиях.
использование химических знаний в быту:
– объяснять значение веществ в жизни и хозяйстве человека.
объяснять мир с точки зрения химии:
– перечислять отличительные свойства химических веществ;
– различать основные химические процессы;
- определять основные классы неорганических веществ;
- понимать смысл химических терминов.
овладение основами методов познания, характерных для естественных наук:
- характеризовать методы химической науки (наблюдение, сравнение, эксперимент, измерение) и
их роль в познании природы;
- проводить химические опыты и эксперименты и объяснять их результаты.
умение оценивать поведение человека с точки зрения химической безопасности по отношению к
человеку и природе:
- использовать знания химии при соблюдении правил использования бытовых химических
препаратов;
– различать опасные и безопасные вещества.
характеризовать основные методы познания: наблюдение, измерение, эксперимент;
описывать свойства твердых, жидких, газообразных веществ, выделяя их существенные признаки;
раскрывать смысл основных химических понятий «атом», «молекула», «химический элемент»,
«простое вещество», «сложное вещество», «валентность», «химическая реакция», используя
знаковую систему химии;

раскрывать смысл законов сохранения массы веществ, постоянства состава, атомно-молекулярной
теории;
различать химические и физические явления;

Содержание курса
Основное содержание курса 8 класса
(1 час в неделю; всего 34 ч.)
Тема 1. Введение (2 ч)
Цели и задачи курса. Химия и ее значение. Место химии среди других наук.
Школьный химический кабинет. Правила техники безопасности при работе в кабинете.
Знакомство с лабораторным оборудованием. «Вторые руки химика» (назначение и история
возникновения химической посуды).
Экскурс в историю развития химии. Первые наблюдения древних людей в процессе
деятельности (при приготовлении пищи, лекарств, ядов; при выплавке металлов). Химия в
Древнем Египте и странах Востока. Средневековый период алхимии. Поиски «философского
камня» и «эликсира жизни». История развития атомно-молекулярного учения. Важнейшие
химические открытия.
Тема 2. Элементы аналитической химии (2 ч)
Картофельные чипсы. Из чего они состоят? Калорийность продуктов
питания. Качественная реакция на крахмал. Минеральные и газированные
воды. Основные составляющие. Жажда. Чем лучше всего утолять жажду?
Практическая работа № 1. Анализ чипсов (учащиеся анализируют чипсы на наличие масла,
крахмала, хлорида натрия, рассчитывают калорийность чипсов и сравнивают экспериментальные
данные с данными, при веденными на упаковках).
Практическая работа № 2. Анализ прохладительных напитков (определение углекислого газа,
наличия кислот, красителя).
Тема 3. Очистка веществ (3ч)
Понятия чистого вещества и смеси. Чистые вещества, их характеристика. Приготовление
смеси. Способы очистки веществ: отстаивание, фильтрование, выпаривание, перегонка и др.
Очистка веществ: разделение смеси твердых веществ, выделение твердого вещества из жидкости;
разделение нерастворимых друг в друге жидкостей.
Массовая доля вещества в смеси.
Практическая работа № 3. Исследование почвы
Практическая работа № 4. Приготовление смесей и очистка веществ. Разделение твердых веществ.
Разделение воды и бензина с помощью делительной воронки.
Тема 4. Физические и химические явления (6ч)
Различия физических и химических явлений. Признаки и условия протекания химических
реакций. Классификация химических реакций с точки зрения различных классификационных
признаков: а) реакции соединения, разложения, замещения, обмена; б) эндо- и экзотермические
реакции; в) окислительно-восстановительные реакции.
ЛР №1. Получение кислорода реакцией разложения. Горение в кислороде угля, серы, железа и т.д.
ЛР №2. Получение водорода реакцией замещения. Наполнение водородом мыльных пузырей.
Взрыв гремучего газа – смеси водорода с кислородом.
ЛР №3. Получение аммиака реакцией обмена. Свойства гидроксида аммония и опыты с ним.

ЛР №4. Получение оксида меди реакцией соединения и опыты с ним.
Тема 5. Начала экспериментальной химии (14 ч.)
Краски. Из чего они состоят. Краски разных времен. Использование красок в различных
видах живописи.
Восхитительный мир кристаллов. Изучение методов их выращивания: из насыщенного
раствора (медленное охлаждение и медленное испарение), методом диффузии нерастворимых в
воде веществ. Кристаллы в природе. Взрыв гремучего газа. Измерение температуры при
растворении веществ. Работа со стеклом, пробками, трубками. Изготовление деталей
простейших приборов. Измерения в химии. Получение оксидов, изучение их свойств.
Зависимость растворимости солей от температуры. Свойства кристаллогидратов.
Приготовление раствора соли из кристаллогидрата и воды. Приготовление раствора кислоты из
более концентрированного. Получение солей различными способами.
Практическая работа № 5. Получение осадков солей.
Практическая работа № 6. Выращивание кристаллов различными способами.
Практическая работа № 7. Получение нерастворимых оснований и подготовка их к
использованию.
Изучение свойств воды и способов ее очистки. Вода – эликсир жизни. Вода в природе.
Круговорот воды в природе. Минеральные воды. Вода - катализатор. Вода – универсальный
растворитель. Источники загрязнения воды. Методы, применяемые для очистки воды, их
эффективность. Растворы. Взвеси и истинные растворы. Растворы в жизни человека и природы.
Растворимость веществ. Растворы насыщенные и перенасыщенные. Кристаллизация веществ:
явление кристаллизации; моментальная кристаллизация; кристаллогидраты.
Массовая доля вещества в растворе. Вычисления массовой доли вещества в растворе, нахождение
массы раствора по известной массовой доле. Вычисления при смешивании двух растворов.
Молярная концентрация. Вычисление при приготовлении раствора разных веществ заданного
состава и заданной концентрации.
ЛР №5. Тепловые явления при растворении. Испытание растворов различных веществ по
электропроводности.
ЛР №6. Анализ водопроводной, технической воды.
Практическая работа № 8. Вода, которую мы пьём
6. Удивительный мир химических соединений (7ч.)
Практическое ознакомление с основными классами неорганических соединений и их
наиболее типичными представителями. Знакомство с оксидами и кислотами. Оксиды в нашей
жизни. Основные и амфотерные оксиды – родители гидроксидов (оснований). Кислотные оксиды
– источники кислот. Значение неорганических и органических кислот в природе и жизни человека.
Знакомство с основаниями и солями. Основания – антиподы кислот. Соли в жизни, науке,
искусстве.
Практическая работа № 9. Химия чистоты и здоровья
ЛР №7. Свойства оксидов. Получение оксида углерода. Изучение его свойств.
ЛР №8. Свойства гидроксидов. Получение гидроксида меди (II), изучение его свойств.
ЛР №9. Свойства кислот. Реакция нейтрализации. Кислотно-основное титрование. Цвет
индикаторов в различных средах.
ЛР №10. Свойства солей на примере карбонатов, хлоиридов, сульфатов.
ЛР №11. Получение веществ различных классов.
Практическая работа № 10. Определение нитрат ионов в продуктах питания

Тема
1. Введение
2. Элементы
аналитической
химии
3. Очистка веществ
4. Физические и
химические
явления
5. Начала
экспериментальн
ой химии
6. Удивительный
мир химических
соединений
Всего:

Тематическое планирование
Часы
Практическая работа
2
2

Лабораторные
работы

2

3
6

2

14

4

2

7

2

5

34

10

11

4

Учебно-методическое обеспечение курса
Список литературы
1. Астафуров В. И. Основы химического анализа. – М.: Просвещение,1982 г.
2. Глинка Н. А. Общая химия. – Л.: Химия, 1988 г.
3. Дьячкович С.В., Качалова Г.С. Практические занятия по методике преподавания химии.
Новосибирск: Изд. НГПУ, 2005.
4. Полосин В.С., Прокопенко В.Г. Практикум по методике преподавания химии. - М.
«Просвещение», 1989г.
5. Степин Б. Д., Аликберова Л. Ю. Занимательные задания и эффективные опыты по химии. –
М.: Дрофа, 2002 г.
6. Фримантл М. Химия в действии. – М.: Мир, 1998 г.
7. Ходаков Ю. В. Неорганическая химия. – М.: Просвещение, 1972 г.
8. Хомченко Г.П., Платонов Ф.П., Чертков И.В. Демонстрационный эксперимент по химии. - М.
«Просвещение», 1978 г.
9. Шипарева Г.А. Программы элективных курсов. Химия.8-9 классы. Предпрофильное обучение.М.: Дрофа, 2006.
10.
Цветков Л.А. Эксперимент по органической химии. - М. «Просвещение», 1966г.

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.

Литература для учащихся
Артеменко А. И. Справочное руководство по химии. – М.: Высшая школа, 2003 г.
Алексинский В. Н. Занимательные очерки по химии. – М.: Просвещение, 1980 г.
Кукушкин Ю. Н. Химия вокруг нас. – М.: Высшая школа, 1992 г.
Крицман В. А. Книга для чтения по неорганической химии. – М.: Просвещение, 1984 г.
Мир химии. СПб, М.: М-экспресс, 1995 г.
Леенсон И. А. Занимательная химия, ч. 1 и 2. – М.: Дрофа, 1996 г.
. Смолеговский А. М. и др. Школьная энциклопедия (химия). – М.: Дрофа, 2000 г.
Ходаков Ю. В. Неорганическая химия. – М.: Просвещение,1972 г.
Шульпин Г. Б. Эта увлекательная химия. – М.: Химия, 1984 г.

10. Энциклопедический словарь юного химика. (составитель Крицман В. А. и др.). М.:
Педагогика, 1982 г.
Мультимедийные средства обучения
Серия «Химия в школе»
1.Атом и молекула
2.Вещества и их превращения
3.Водные растворы
4.Кислоты и основания
5.Соли
6.Минеральные вещества
7.Углерод и его соединения
8.Сложные химические соединения в повседневной жизни


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».